Как воспитать щенка

Многие задают вопрос: «С чего начинать воспитание щенка?»

Щенок бернского зенненхунда

 Я отвечу – прежде всего, с себя! Надо осознать, что щенок — не игрушка, он требует заботы и внимания с вашей стороны. Щенки, как и дети, в раннем возрасте острее воспринимают мир, и основные склонности в характере собаки закладываются именно в это время.

   Главный приём воспитания – это дисциплина и самодисциплина! Никогда не разрешайте собаке делать то, что запрещено (не зависимо от возраста). Отучить собаку делать нечто, что дозволялось ей в детстве очень сложно. Вы должны понимать, что именно на вас лежит ответственность за поведение собаки в будущем.

Приучение к туалету

Физиология, и в Африке — физиология. Щенок должен сходить в туалет каждый раз после еды, нравится вам это, или нет. И наказывать за это щенка совершенно бесполезно. Единственно, что можно предпринять в этом случае, так это вывести щенка на улицу, как можно скорее. А чтобы он понял, что ходить в туалет надо в специально отведённом месте, надо, собрав фекалии вашего питомца в кулёчек вывести его в то место, где вы определили для него туалет. Положите там его кучу, а когда он, принюхавшись, поймёт, что это его произведение, он неподалёку, непременно, сделает лужу, тогда вы обязательно поощрите щенка, выдав ему любимое лакомство и похвалив. Проделав такую операцию несколько раз, вы приучите щенка к тому, что в туалет надо ходить на улице. Обратите внимание, что выводить щенка следует в одной и той же одежде, это ускорит закрепление рефлекса. За каждую лужу и кучу, сделанную на улице щенок обязательно должен получать лакомство. Главный залог успеха – повторяемость ситуации.

Зачастую владельцы собаки ограничиваются приучением к туалету, и считают этот вопрос самым важным в воспитании щенка. И действительно, если собака гадит, где попало, в этом мало приятного, но не стоит забывать и о других аспектах поведения.

Первое, к чему следует приучить щенка – команде «нельзя». Из практики могу заметить, что именно «нельзя», а не «фу», это звукосочетание лучше распознаётся собакой, и способствует быстрому закреплению рефлекса, команду «фу», в этом случае надо применять как вспомогательную. Команду, особенно на первом этапе, следует произносить чётко, без эмоций, не повышая голоса, чтобы щенок воспринимал именно команду, а не эмоциональный посыл. Особенно на это следует обратить внимание, если предполагается, что собака будет выполнять задачи по охране и защите. Чётко отработанный рефлекс запрещения, без фонетического ключа, может привести в замешательство собаку, при любом окрике, даже постороннего лица.

   В раннем возрасте, воспитывая собаку, не следует прибегать к наказаниям, но абсолютно необходимо добиться выполнения команды, что потребует от вас определённого терпения и упорства. Щенок должен чётко усвоить: нельзя – значит нельзя! А если воспитывать собаку по системе – нельзя, но если очень хочется – то можно, готовьтесь к тому, что ваш питомец будет выполнять ваши требования, только когда это совпадёт с его желаниями.

Если щенка приучить к чёткому выполнению команды «нельзя», проблем с дальнейшим воспитанием и обучением у вас не возникнет. Но, в то же время, не стоит слишком ограничивать действия собаки. Щенок должен научиться правильно воспринимать окружающий мир, а это достигается методом проб и ошибок. Излишние ограничения свободы действий собаки, граничащее с самодурством хозяина, приведёт к тому, что собака вырастит нервной и неуверенной в себе, склонной к истерическим состояниям.

Если вам нужна собака для охраны, то с детства надо дать понять вашему питомцу, что люди делятся на своих и чужих. Ни при каких условиях не следует допускать контакта собаки с чужими людьми, особенно пресекать кормление вашей собаки. Есть две наиболее часто совершаемые ошибки, владельцами собак, в этом вопросе.

  • Собаке обычно запрещают брать пищу у чужих, но иногда, когда хозяин, по каким либо причинам, не может отказать человеку, дающему его собаке лакомство, это действие разрешается. Обычно хозяин, в этом случае думает: «Ничего, один раз можно», затем, через некоторое время ситуация повторяется, а у собаки закрепляется уверенность в том, что, в принципе, у чужих брать еду можно, просто хозяин из зловредности не разрешает.
  • Хозяин не разрешает давать его собаке лакомство, но сам берёт его у чужого человека, а затем, из своих рук даёт собаке, искренне считая, что поступает правильно, давая таким образом понять своему питомцу, что у чужих нельзя брать пищу. Но собака это действие воспринимает по своему, она считает, что человек, на правах главного (или вожака) берёт пищу, а затем делит её, как принято в собачьей стае. И при хозяине собака, соблюдая субординацию, никогда не возьмёт у чужого пищу. Но в том случае, если она окажется в такой ситуации без хозяина (а отравления собак совершаются именно тогда), по её мнению ничего не препятствует, тому, чтобы полакомиться из чужих рук, ведь главный отсутствует, и она сама себе начальник.

Так же, следует пресекать любые попытки собаки подобрать, что-либо валяющиеся на земле. При этом собаку следует кормить только с миски, и никогда не бросать куски на землю. Щенок с младенчества должен привыкнуть к тому, что еда бывает только в миске, и нигде больше. Щенки склонны подбирать различные предметы в качестве игрушки, в этом случае лучше иметь комплект различных собачьих игрушек на все случаи жизни, и позволять играть вашему питомцу только с ними. Если вы воспитываете не охотничью собаку, надо избегать резиновых игрушек, издающих различные звуки при сжатии. Подобные игрушки могут спровоцировать вашу собаку на подобную игру с живыми существами: котятами, цыплятами и т.п.

   Вашему питомцу следует определить его место, и начать обучать команде «место». Для этого надо туда, где вы определили место для щенка, положить хорошо знакомый ему предмет, любимую игрушку, например, И затем постараться дать понять малышу, что это место ассоциируется со словом «место», постепенно приучая его к тому, что по этой команде он должен направляться именно туда. Со временем следует усложнить задачу, чтобы не создавать излишне жёсткую привязку команды к одному месту, следует изменять положение места, ассоциируемого с командой. Для чего надо подстилку щенка переместить в другое место и провести с ним занятие. Когда рефлекс достаточно закрепиться, можно дополнительно усложнить задачу, определив место, просто указывая на него (присев, коснуться земли и чётко произнести: «место», можно применить предмет хорошо знакомый щенку), при этом, основной смысл упражнения приучить собаку по команде отправляться на место, которое вы определили.

Это базовый набор команд, на основании которых, постепенно усложняя задачи, вы можете добиться от собаки выполнения любых ваших требований, вплоть до выполнения цирковых номеров. Главное не прерывать на продолжительное время занятий и не переутомлять собаку. Не следует стремиться получить результат моментально, тем более с применением специальных устройств для дрессировки, обучение собаки это долгий процесс, требующий от вас терпения и выдержки.

Алёна Сомова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *